группа Nuteki в нашем городе
группа Nuteki в нашем городе
500 лет Реформации
   b865f6c55815467508558498625f.jpgВ этом году во всем мире широко отмечается 500-летие Реформации. 31 октября 1517 года Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов, где выступил с открытой критикой церковной практики индульгенций. Его целью, однако, не было внести раскол и основать новую конфессию. Лютер, как и многие его современники, остро осознавал необходимость реформ с целью очищения Церкви от злоупотреблений, не совместимых с евангельской истиной. Индульгенции были той порочной практикой, которая явилась лишь следствием духовного кризиса. Этот кризис заключался в утрате авторитета, который Церкви дают не ее иерархическое устройство и власть, но трансцендентное начало. Продажа отпущения грехов за деньги – лишь последняя капля, которая переполнила чашу терпеливого молчания. Римская церковь утрачивает свою эксклюзивную посредническую функцию между Богом и человеком. Начался процесс, который уже невозможно будет остановить, – Церковь начинает перерождаться снизу.
 
  Это событие ознаменовало собой окончательный разрыв между старой и новой Церковью. Между ними сначала будет жестокое противостояние, а затем размежевание. Лишь в конце XIX – начале XX века начнется настоящий диалог, который поставит старую и новую Церковь на путь примирения и единения. Этот путь от конфликта к единению уже многому нас научил. Реформация медленно, но верно окажет свое благотворное воздействие на Римскую церковь. А протестантизм придет к осознанию невозможности полноценного мира с Богом без обретения мира с другими людьми.

   В нашу страну, Россию, идеи Реформации попали очень рано. В прошлом году мы отмечали 440-летие с освящения первой лютеранской церкви – храма Святого Михаила в Москве. Со времен Ивана Грозного лютеране чувствуют себя на новой родине вполне комфортно, а в дальнейшем станут частью ее элиты. При Петре I даже структура Российской православной церкви реформирована по протестантскому образцу. Царь лично выступал инициатором строительства евангелических церквей. Екатерина II организует колонии для переселенцев из германских земель. Глава государства был одновременно и светским главой лютеранской Церкви в России. Но это еще не конец истории.

   В нашей стране юбилей Реформации стоит, к сожалению, в тени другой годовщины – 100-летия Октябрьской революции. Для нас это 100-летие окрашено в багровый цвет мученичества. В 1920-е, 30-е годы во время так называемого красного террора наша Церковь пережила настоящий геноцид. В течение нескольких лет жизнь общин стала невозможной, церковные структуры разрушены, имущество национализировано. Но самое главное – были казнены пасторы и члены советов общин. Те, кто пережил первую волну террора, были подвергнуты новым испытаниям с началом Второй мировой войны. В 1941 году многие оказались в концентрационных лагерях, которые принято называть трудармией.

   Несмотря на эти страшные обстоятельства, верующие собирались и на новых местах. Без Церкви, без пасторов, без напечатанной Библии, без песенников, только с верой в сердце люди совершали богослужения. До сих пор мы задаемся вопросом: как они могли выживать в то время и продолжать верить, надеяться, любить? Вероятно, ответ на этот вопрос кроется в том духе внутренней свободы и реформации сознания, которые дарит нам Иисус Христос. Такой дух и такая реформация вдохновляют надеяться в самой безнадежной ситуации, доверять среди всеобщего недоверия, нести свет во тьму, жить вопреки смерти.

   30 лет назад перестройка положила начало новому этапу нашей жизни. Эти годы были очень интенсивными и важными. Ведь по человеческому рассуждению их могло вовсе и не быть. Эти 30 лет лежат между столетиями и тысячелетиями. После чумы диктатур XX века Божий виноградник был превращен в кладбище. Люди жили воспоминанием под аккомпанемент смерти. Репрессии и война стали страшной катастрофой, трагедией в жизни людей, потому что число погибших, пострадавших, беженцев до сих пор не подсчитано точно. А также все это принесло страшное разочарование в человеке в целом.
   Ведь если вначале создавался миф о человеке, который может, подобно Богу или даже вместо Бога, держать в своих руках мир и управлять им, превращая его своими руками в рай, то дальнейшее показало всем совсем иного человека, в котором не осталось и капли человеческого, человека, превращающего мир в кромешный ад. Вместе с разочарованием в человеке XX век принес и некое разочарование в Боге. Как Бог мог допустить такое? Этот вопрос стал для людей не просто теологическим тезисом, но жизненным опытом религиозной растерянности и отчаяния.

   Рассуждая в логике XX века, с его войнами, диктатурами, репрессиями, переселениями, нашей Церкви и ее общин не могло быть. Однако в России евангелические общины собирались в местах ссылки в Средней Азии, Сибири, на российском Севере. Поэтому и на месте духовного кладбища когда-то поверили, что из руин возникнет новая жизнь.

   В этом юбилейном году мы организовали комитет по проведению 500-летия Реформации. В него вошли различные христианские конфессии России. Таким образом, мы вместе с братьями и сестрами по всему миру имеем возможность вспоминать того храброго монаха, который однажды, защищая евангельскую свободу, произнес: «На сем стою и не могу иначе». И вместе с тем мы вспоминаем и тех мучеников, которые не отреклись от своей веры, несмотря на угрозу жизни.

   Сегодня многие в России могут совсем ничего не знать о том, что такое Реформация и протестантизм. И это не повод для гордости. Ведь это свидетельствует лишь об отсутствии полноценной исторической памяти. Протестанты оказали большое влияние на формирование российской культуры и духовности, прославили ее своими научными открытиями, героическими действиями и самоотверженным служением Отечеству.

   Сегодня отношение к протестантизму нередко поверхностное. Все неправославные и некатолические христиане для простоты называются протестантами, что не является корректным. Протестанты – ни секта, ни агенты иностранного влияния. Они такая же часть российского религиозного ландшафта, как и другие традиционные общины России.

   После пережитого в XX веке геноцида лютеранская Церковь возродилась буквально из небытия. Но вернулась она фактически на выжженную землю. Не было почти ни одного храма, который бы не был осквернен и превращен за советский период в руины, не было ни одного учебного заведения, где можно было бы готовить церковных сотрудников, не было ни собственных средств, ни поддержки от государства для того, чтобы как-то восстановить утраченное. Но самое главное – не было возможности вернуть людей, ставших жертвами антицерковной кампании 30–40-х годов XX века. Но, несмотря на все сложности, такое возрождение произошло.

Календарь событий
Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Мы в соц. сетях
Вступайте в друзья, задавайте вопросы, мы будем рады каждому!
Напишите свой вопрос и мы обязательно на него ответим в ближайшее время!